Разъяснения по оказанию платных услуг

   Материал представлен с сайта Федерального института развития образования -  http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Razjasnenia_9-04-2015.pdf

  Разъяснения

по оказанию платных дополнительных услуг    

дошкольной образовательной организацией

В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (статья 43 Конституции Российской Федерации; пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» основной образовательной целью деятельности дошкольной образовательной организации является реализация программ дошкольного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (часть 3 статьи 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Отношения, связанные с предоставлением дополнительных платных услуг в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования, могут возникать между образовательной организацией (в случае предоставления таковых) и гражданином, исключительно по воле последнего, посредством заключения договора об оказании платных образовательных услуг. Указанные гражданско-правовые отношения регулируются нормами: Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона об образовании, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее - постановление Правительства РФ).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (пункт 3 постановления Правительства РФ).

В то же время пунктом 1 части 4 статьи 21 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено право дошкольной образовательной организации осуществлять деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, то есть оказывать, так называемые, услуги дополнительного образования. При этом, указанные услуги могут оказываться как на бесплатной для потребителя основе (за счет средств учредителя дошкольной образовательной организации), так и за плату.

Сложившаяся за последние годы практика деятельности дошкольных образовательных организаций свидетельствует об отдельных случаях фактического слияния понятий дошкольного и дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях. Кружковая деятельность, воспринимаемая в качестве дополнительного образования, в ряде образовательных организаций прописывается в рамках части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. Таким образом, в отдельных случаях основная общеобразовательная программа дошкольного образования рассматривается в качестве комплекта из обязательной части программы дошкольного образования и отдельных программ кружковой деятельности.

Представленная практика противоречит требованиям федерального законодательства в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, (далее – ФГОС дошкольного образования) основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяется как совокупность обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с частью 2.9 ФГОС дошкольного образования обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, ни одна из парциальных программ, в отдельных случаях воспринимаемых в качестве дополнительных к обязательной части, не может быть отделима от основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть освоение такой программы ребенком является необходимым условием обеспечения его конституционных гарантий на дошкольное образование.

Во-вторых, дополнительное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» представляет из себя ни что иное, как деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Таким образом, дополнительное образование является действительно дополнительным образованием только тогда, когда выполняется совокупность следующих требований к деятельности организации:

  • образовательная организация имеет лицензию на осуществление дополнительных общеобразовательных программ (право реализации указанных программ зафиксировано в приложении к лицензии);
  • образовательной организацией разработана и утверждена локальным правовым актом дополнительная общеобразовательная программа (комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и пр.);
  • обучающиеся в кружке (секции) по указанной программе дополнительного образования зачислены локальным правовым актом образовательной организации в качестве учащихся, осваивающих указанную программу дополнительного образования.

Кроме представленных выше условий необходимо иметь ввиду, что деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимо рассматривать в качестве совершенно отдельной и не связанной с реализацией дошкольной образовательной программой деятельностью.

С целью обеспечения соблюдения федерального законодательства при реализации дополнительных общеобразовательных программ:

  • при необходимости должны быть внесены изменения в локальные правовые акты, утверждающие основные общеобразовательные программы дошкольного образования (вся кружковая деятельность в рамках дошкольных образовательных программ должна рассматриваться как обучение всех детей группы по парциальной программе);
  • не допускается оплачивать работу (в том числе посредством распределения стимулирующих выплат) педагогических работников, осуществляющих деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программой, за счет средств государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг дошкольного образования;
  • реализация дополнительных общеобразовательных программ бюджетными и автономными учреждениями должна осуществляться или в рамках соответствующего государственного (муниципального) задания, или за плату.

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Разграничение по реализации образовательной программы дошкольного образования и услуги по присмотру и уходу в ФГОС дошкольного образования осуществляется, в том числе посредством закрепления возможности образовательной организации разрабатывать программу, реализуемую в течение всего времени пребывания детей в организации.

Таким образом, с точки зрения реализации образовательной программы дошкольного образования она будет реализовываться в любое время нахождения воспитанников в группе. В результате привычная дошкольным образовательным организациям кружковая деятельность, фактически осуществляемая параллельно с пребыванием детей в группе, с точки зрения правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706, равно как и с точки зрения целевого использования бюджетных средств, переданных образовательной организации на оказание услуг по реализации образовательной программы дошкольного образования, выходит за рамки правового поля. Фактически, как оказание платной услуги, так и услуги по реализации дополнительной общеобразовательной программы на бесплатной основе ребенку, зачисленному в группу, одновременно с реализацией Программы в данной группе возможно лишь в случае, если ребенок (его родители (законные представители)) добровольно отказались от получения общего образования в пользу дополнительной услуги на время получения указанной услуги (согласились на то, что пока ребенок занимается в кружке – он не получает дошкольного образования в группе, но как только ребенок вернется в группу – он продолжит получать дошкольное образование). То есть, если родили (законные представители) ребенка, в первую очередь ответственные за получение ребенком образования, делают выбор в пользу получения им дополнительной услуги вместо дошкольного образования, то образовательная организация должна не препятствовать этому конституционному выбору, напротив создавая условия для его возможности. В частности, образовательная организация должна предоставить возможность ребенку на время получения дополнительной услуги прекратить пребывание в группе, в которой ему оказывается услуга по реализации образовательной программы дошкольного образования. С целью создания правовых основ для обеспечения возможности родителей (законных представителей) беспрепятственно реализовывать выбранную стратегию получения образования своими детьми, возможности организации оказывать платные услуги воспитанникам, осваивающим образовательной программы дошкольного образования в группах организации, на муниципальном уровне и уровне образовательной организации рекомендуется осуществить доработку нормативных правовых и локальных правовых актов с учетом основных положений законодательства Российской Федерации.